МДОУ "Д/с № 5 "Золотой ключик"
Суббота, 27.04.2024, 7:44:55 AM
Меню сайта

Баннер
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

ГОД ПЕДАГОГА

Голосование


Вход на сайт


Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

«Использование специальных технологий по развитию связной речи у детей с ОВЗ»

                                                                            

Учитель – логопед Глушкова О.В.

МДОУ «Д/с № 5 «Золотой ключик»

 

      Широкое применение социо—игровых технологий, арт-технологий, здоровьесберегающих технологий, технологии ТРИЗ, технологии «Обучение составлению творческих рассказов», технологии обучения составлению загадок, технологии наглядного моделирования, использование интерактивных методов обучения позволяют разнообразить деятельность детей, стимулирует проявлению активности, сообразительности, создаёт положительный эмоциональный настрой.

 

       Мы знаем, что связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.  

Основная функция связной речи – коммуникативная.  

 

    Ведущей формой работы по развитию связной речи детей является образовательная ситуация.

Задачи:

- научить способам доброжелательного делового общения с собеседником;

- научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности;

- учить обобщать полученные сведения в рассказ;

- учить способам презентации составленного текста.

 

Опыт работы показал, что умение описывать предмет формируется у детей с ОВЗ медленно. Этот вид занятий сложен не только трудностью формирования у детей навыка описательного рассказывания, но и трудностью поддержания устойчивого внимания во время прослушивания детьми рассказов других детей, особенно если они очень несовершенны. Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются символы, которые используются в мнемотехнике.

 

    Умения использовать знаково-символические средства — важная составляющая показателя общего развития, развития связной речи и готовности ребёнка к школьному обучению. Оно сопряжено с такими умениями, как:

- обозначение и замещение различными знаками явлений, процессов, событий;

- наполнение условных, знаковых схем и моделей содержанием;

- выполнение простых действий схематизации и моделирования.

    Знаковая символика – это обозначение каким-либо символом реального образа или нескольких образов по общим для них признакам.

Сначала были подобраны символы (опоры), используемые при составлении описательных рассказов. Старалась подбирать символы ко всем лексическим темам (около 20 тем).

В  ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомились с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей  выступали символы разнообразного характера:

 - геометрические фигуры;

- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, 

  контуры, пиктограммы);

- силуэтные и предметные картинки;

     На первом этапе обучения дети составляли описательный рассказ, опираясь на готовую схему символов. Предложенная схема подсказывала ребенку последовательность рассказывания. Привлекала детей самих к составлению новых символов. 

     Затем усложнялась задача в использовании символов при составлении загадок – описаний, загадок – сравнений. Особенно детям нравилось, когда другой ребёнок отгадывал загадку по символам друга и рисовал отгадку.

Использование презентаций «Загадки для малышей», «Загадки о диких животных» и другие позволило концентрировать  внимание детей. Детям интересно, когда загадка загадывается не педагогом, а по видео.

Прослушав загадку, дети приступали к составлению отгадки с помощью символов. Итогом правильного ответа была картинка – видео.

Данная работа по ознакомлению со знаковой символикой проводилась в тесном сотрудничестве с родителями. Предлагали им помочь ребёнку дома оформить загадку с помощью символов, сделать книжку – малышку

 

    Использование другой техноголии  - традиционного синквейна позволило развивать у детей творчество в сочинении собственных нерифмованных стихов. Ребёнок должен выразить свои чувства, ассоциации, связанные с предметом (явлением), о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, подбор синонимов, которые помогут обобщить и выразить главную мысль.

Для того чтобы ребёнок соблюдал правила построения традиционного синквейна, выставлялись знаково-символические условные обозначения на слова – предметы (существительные), слова – признаки (прилагательные), слова – действия (глаголы), слова – обобщения, т.е. вывод.

Целесообразно использовать синквейн на занятиях для закрепления уже изученной лексической темы. Чтобы заинтересовать детей, использовалась видео запись, называлась «Прямой эфир». Заранее записывались нетрадиционные стихи, придуманные детьми, затем транслировались по телевизору. Создавалась ситуация, что дети, находясь на студии, были в прямом эфире. Просмотрев запись, дети могли оценивать авторов стихов.

Пример стихов, составленных детьми подготовительной группы:

- лексическая тема «Мой город»                           Кыштым.

                                                                          Красивый, родной.

                                                                          Стоит, растёт, нравится.

                                                                          Я его люблю.

                                                                          Мой город Кыштым.

- лексическая тема «Осень»                                      Осень.

                                                                         Дождливая, мокрая.

                                                                         Грустит, мочит, печалится.

                                                                         Я люблю собирать листья.

                                                                         Листопад.

В дальнейшем в работе по развитию связной речи использовались сценарии активного общения. Сценарии активного общения могут включать различные формы: это разговор взрослого с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации.

       Чтобы активизировать детей в игровом общении, их инициативные высказывания, предлагалось придумать свои сказки со знакомыми сказочными героями или сказку на новый лад.

Чтение сказки      Сказка «Теремок на новый лад» (в сокращении) 

 Автор: Лукин Егор старшая с(к) группа.

Стоит в поле теремок. Бежит мышка – норушка, споткнулась о большой кирпич, упала, ножку ушибла, плачет.

- Ой, ну кто же это намусорил в лесу?

Увидела теремок и стала в нём жить, поживать.

Бежит по лесу лягушка. Увидела теремок, стучит:

- Терем – теремок, кто в теремочке живёт?

- Я мышка – норушка, а ты кто?

- Я лягушка – квакушка, пусти меня к себе жить, вода в моём болоте грязная стала, ядовитая, туда завод отходы сливает.

Стали они вдвоём жить. 

Как – то раз в дверь постучали:

- Терем – теремок, кто в теремочке живёт?

- Я мышка – норушка, я лягушка – квакушка, я зайчик – побегайчик, я лисичка – сестричка, я волчок – серый бочок, а ты кто?

 - Я медведь – косолапый. Пришёл вас уму разуму научить. В лесу беда! Природа погибает! А вам и дела нет. Спрятались в теремке и в ус не дуете.

Стыдно стало мышке, лягушке, зайчику, лисичке и волку. Дружно взялись они за работу, очистили весь лес от мусора. И зажили дружно и счастливо! И другим загрязнять природу больше не позволяли!

      При составлении сказки (ситуации) ребёнок должен подбирать конкретный языковой материал, соблюдать план построения сказки.

В заключение хочется отметить, что в результате использования различных  технологий и форм, включая интерактивные, в учебную и игровую деятельность, значительно облегчает развитие связной речи детей с ОВЗ, делая речь четкой, связной и последовательной.

 

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz