МДОУ "Д/с № 5 "Золотой ключик"
Суббота, 27.04.2024, 12:08:25 PM
Меню сайта

Баннер
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

ГОД ПЕДАГОГА

Голосование


Вход на сайт


Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

«Использование приемов нейростимуляции в логопедической работе со старшими дошкольниками с ТНР» (из опыта работы)

Подготовила: Кудашова М.В.

учитель-логопед МДОУ «Д/с № 5»

 

 По мнению специалистов, в последние годы отмечается рост числа детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Согласно международной статистике, нарушения речи имеются у 17,5% детей дошкольного возраста.               

 У таких детей , как правило, наблюдаются  нарушения высших психических функций, эмоционально-волевой  и двигательной сферы, что свидетельствует о поражении со стороны центральной нервной системы в целом, либо незрелости определенных структур головного мозга, а также  отмечаются нарушения межполушарного взаимодействия.

Кроме этого у детей с речевыми нарушениями часто наблюдаются пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят - это тяжелый труд. В связи с этим мы, логопеды, ищем и внедряем новые методики для наиболее продуктивной коррекционной работы, которые не рассматриваются как самостоятельные, а служат эффективным дополнением к общепринятым, наиболее популярным технологиям и методикам, проверенным временем.

Вот и я решила изучить и внедрить в свою работу нейропсихологические приёмы, которые дают возможность более эффективно вести коррекционную работу, так как предполагают коррекцию нарушений речевых и психических процессов ребёнка через движение.

Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:

 - игровая форма обучения;

- эмоциональная привлекательность;

-многофункциональность;

-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статическое выполнение заданий только за столом;

- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

-формирование партнерского взаимодействия между ребенком и учителем-логопедом.

 

 В своей работе я использую нейроигры с речевым материалом, когда ребёнок синхронизирует выполнение двигательных упражнений с проговариванием отдельных звуков, слогов, чистоговорок, потешек, стихотворений.

Данные игры , позволяют не только эффективно воздействовать на развитие познавательных процессов, общей и мелкой моторики, мыслительной деятельности, а также способствуют улучшению звукопроизношения,  ритмичности речи, её интонационной выразительности, формированию правильного речевого дыхания.

с помощью нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие задачи:

- ребенок учится чувствовать свое тело и пространство вокруг;

- развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение);

-формируется правильное взаимодействие рук и ног;

- развивается слуховое и зрительное внимание;

- ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая их на ряд задач, и др.

Занятия с использованием нейроигр провожу систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому индивидуально обучаю каждого ребёнка,  начинаем мы с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, что приводит к  увеличению объема выполняемых заданий.

Во время занятий использую разнообразный раздаточный материал, тренажеры, кинезиологические дорожки, нейротаблицы, баланс-борд.

 

Далее на слайдах представлены наиболее интересные нейроигры, которые я применяю на  логопедических занятиях на всех этапах: от постановки звуков до их автоматизации  в речи.

Нейроигры можно разделить на несколько направлений:

 

Первое направление:

1)Нейроигры, направленные на автоматизацию изолированного звука:   

Основной принцип, которого я  придерживаюсь в работе- от простого к сложному,с постепенным усложнением.

На слайде представлены «Кинезиологические дорожки»  и «Лабиринты»

В первом случае ребёнок произносит звук  и  шагает пальчиками обеих рук по одинаковым дорожкам, затем задание усложняется. Ребёнок произносит тот же звук   и одновременно правой и левой рукой выполняет уже разные движения.

 В игре  «Лабиринты» я применяю межполушарные доски. Варианты досок могут быть разнообразны: Квадратные, круглые, в виде восьмерок. Задача ребенка пройти лабиринт, используя бегунки, одновременно двумя руками от начала к центру произнося изолированный звук, а в обратную сторону слоги с этим звуком.

 

 Второе направление:

2)Нейроигры, направленные на автоматизацию и дифференциацию звука в слогах и словах:  

Для игры «Волшебная песочница» - я использую стол для песочной терапии,

Задача ребенка, произносить слоги и проводить дорожку правой рукой, если звук отрабатывается в прямых слогах , а левой рукой, если звук отрабатывается в обратных слогах. Линии могут быть разнообразными: прямые, зигзаги, волны, петельки.

По желанию можно рисовать и картину двумя руками одновременно, проговаривая при этом нужные слова или слоги.

 

«Нейротаблицы » -  это специальные таблицы, поделенные на две части , в которых расположены одинаковые объекты. Объекты могут быть абсолютно на разные темы: домашние или дикие животные, цифры или буквы. Это зависит от целей, которые я ставлю перед ребенком.. Данная игра направлена на автоматизацию звука Ш в словах, поэтому все картинки подобраны с этим звуком. В  игре нужно одновременно обеими руками находить одинаковые объекты слева и справа. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе, проговаривая слова.

 

 Данная игра «Назови и покажи» направлена на дифференциацию звуков,  в ней использую нейрокарточки с кинезиопозами. Задача ребенка поочередно называет слова, изображенные на карточке, выполняя соответствующие движения руками. Например, если в слове звук Р, то движение выполняется правой рукой, если в слове звук Л, то левой рукой.

 

Третье направление:

3)Нейроигры, направленные на автоматизацию звука в чистоговорках:  

 

Игры с мячиками всегда увлекательны, они  улучшают общую и мелкую моторику, чувство ритма, развивают зрительное внимание, фонематический слух, межполушарное взаимодействие, так как пересекается срединная линия тела и работают две руки  почти всегда одновременно.

 

Вот и игра «Весёлые мячики» не исключение. В эту игру дети играют парами, проговаривают чистоговорки или потешки, одновременно перекладывают мячики из правой руки в левую и наоборот; или передают их соседу  или делают  перекрёстные движения.

                         

Особое внимание я уделяю использованию баланс-борда  в логопедической работе.

Баланс-борд или балансировочная доска – это деревянная доска с полукруглым основанием, покрытым лаком. Баланс-борд полностью безопасен для ребёнка за счёт отсутствия заусенец и острых углов, в его центре размечено место, куда ребенок ставит ноги для эффективного поиска равновесия. Баланс борд позволяет наклоняться в разные стороны, помогает развивать равновесие и устойчивость, а также быстро адаптироваться под изменение ситуации. 

 

Применять его можно уже с трех лет, особенно с детьми с синдромом  двигательной активности.  Эффективен он будет в начале занятия, когда ребенок ,стоя на нем, начинает расскачиваться из стороны в сторону под медленную музыку, что успокаивает его и настраивает на работу.

 

На что влияет баланс-борд:

- улучшает взаимодействие и синхронизацию работы обоих полушарий

- увеличивает концентрацию внимания, улучшается память, уменьшается гиперактивность;

- тренирует вестибулярный аппарат;

-тренирует мышцы всего тела;

- улучшает способность мозга обрабатывать информацию, полученную от разных органов чувств и использовать эту информацию для планирования и выполнения моторных действий.

И прежде чем приступить к нейроупражнениям на балансировочной доске , я смотрю в каком настроении пришел  ребёнок. Только положительный настрой поможет достичь нужного эффекта. Стараюсь комбинировать разные упражнения, чередовать подвижные и спокойные  игры.

Упражнения с балансировочной доской.

  1. Ребенок ловит равновесие , стоя на баланс-борде,
  2.  затем начинает прокатывать шарик слева-направо по дорожкам, проговаривая слоги, сначала медленно , постепенно увеличивая темп.

Важно, чтобы ребенок видел, что  может с ними справиться, поэтому начинаю с простых и доступных для ребенка  игр.

  1. Как усложнение добавляем движения руками, которые ритмично перебрасывают мяч или мешочки, при произнесении предложений, стихов, скороговорок.

 

 На протяжении многих лет работы с детьми с ТНР еще раз убедилась, что без участия родителей, как полноценного участника коррекционно-образовательного  процесса не достичь желаемых результатов. Поэтому мы привлекаем родителей на мастер –классы по изготовлению пособий, которыми они пользуются  дома, а так же активно участвуют в проведении «Дня открытых дверей».

Но к сожалению, не все родители  могут активно участвовать в жизни группы, поэтому для них информация размещается в родительском чате группы «Звукознайка» и на официальном сайте дошкольного учреждения.

А в рамках опыта работы по проблеме «использования нейроигр в работе логопеда» с детьми использую следующие приемы бережной цифровой образовательной среды:

- слушание музыки с показом движений

- динамичесике паузы с трансляцией видео.

ВЫВОД: Над данной темой я работаю уже не первый год, и уверена, что благодаря простоте и увлекательности  нейроигры являются эффективным инструментом, а регулярное их использование в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения в целом( развитие речи, интеллекта и улучшается состояние эмоционального здоровья). У детей снижается усталость, вырабатывается способность к контролю, что, в свою очередь, способствует исправлению недостатков развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz