«Использование приемов нейростимуляции в логопедической работе со старшими дошкольниками с ТНР» (из опыта работы)
Подготовила: Кудашова М.В.
учитель-логопед МДОУ «Д/с № 5»
По мнению специалистов, в последние годы отмечается рост числа детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Согласно международной статистике, нарушения речи имеются у 17,5% детей дошкольного возраста.
У таких детей , как правило, наблюдаются нарушения высших психических функций, эмоционально-волевой и двигательной сферы, что свидетельствует о поражении со стороны центральной нервной системы в целом, либо незрелости определенных структур головного мозга, а также отмечаются нарушения межполушарного взаимодействия.
Кроме этого у детей с речевыми нарушениями часто наблюдаются пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят - это тяжелый труд. В связи с этим мы, логопеды, ищем и внедряем новые методики для наиболее продуктивной коррекционной работы, которые не рассматриваются как самостоятельные, а служат эффективным дополнением к общепринятым, наиболее популярным технологиям и методикам, проверенным временем.
Вот и я решила изучить и внедрить в свою работу нейропсихологические приёмы, которые дают возможность более эффективно вести коррекционную работу, так как предполагают коррекцию нарушений речевых и психических процессов ребёнка через движение.
Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:
- игровая форма обучения;
- эмоциональная привлекательность;
-многофункциональность;
-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статическое выполнение заданий только за столом;
- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
-формирование партнерского взаимодействия между ребенком и учителем-логопедом.
В своей работе я использую нейроигры с речевым материалом, когда ребёнок синхронизирует выполнение двигательных упражнений с проговариванием отдельных звуков, слогов, чистоговорок, потешек, стихотворений.
Данные игры , позволяют не только эффективно воздействовать на развитие познавательных процессов, общей и мелкой моторики, мыслительной деятельности, а также способствуют улучшению звукопроизношения, ритмичности речи, её интонационной выразительности, формированию правильного речевого дыхания.
с помощью нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие задачи:
- ребенок учится чувствовать свое тело и пространство вокруг;
- развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение);
-формируется правильное взаимодействие рук и ног;
- развивается слуховое и зрительное внимание;
- ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая их на ряд задач, и др.
Занятия с использованием нейроигр провожу систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому индивидуально обучаю каждого ребёнка, начинаем мы с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, что приводит к увеличению объема выполняемых заданий.
Во время занятий использую разнообразный раздаточный материал, тренажеры, кинезиологические дорожки, нейротаблицы, баланс-борд.
Далее на слайдах представлены наиболее интересные нейроигры, которые я применяю на логопедических занятиях на всех этапах: от постановки звуков до их автоматизации в речи.
Нейроигры можно разделить на несколько направлений:
Первое направление:
1)Нейроигры, направленные на автоматизацию изолированного звука:
Основной принцип, которого я придерживаюсь в работе- от простого к сложному,с постепенным усложнением.
На слайде представлены «Кинезиологические дорожки» и «Лабиринты»
В первом случае ребёнок произносит звук и шагает пальчиками обеих рук по одинаковым дорожкам, затем задание усложняется. Ребёнок произносит тот же звук и одновременно правой и левой рукой выполняет уже разные движения.
В игре «Лабиринты» я применяю межполушарные доски. Варианты досок могут быть разнообразны: Квадратные, круглые, в виде восьмерок. Задача ребенка пройти лабиринт, используя бегунки, одновременно двумя руками от начала к центру произнося изолированный звук, а в обратную сторону слоги с этим звуком.
Второе направление:
2)Нейроигры, направленные на автоматизацию и дифференциацию звука в слогах и словах:
Для игры «Волшебная песочница» - я использую стол для песочной терапии,
Задача ребенка, произносить слоги и проводить дорожку правой рукой, если звук отрабатывается в прямых слогах , а левой рукой, если звук отрабатывается в обратных слогах. Линии могут быть разнообразными: прямые, зигзаги, волны, петельки.
По желанию можно рисовать и картину двумя руками одновременно, проговаривая при этом нужные слова или слоги.
«Нейротаблицы » - это специальные таблицы, поделенные на две части , в которых расположены одинаковые объекты. Объекты могут быть абсолютно на разные темы: домашние или дикие животные, цифры или буквы. Это зависит от целей, которые я ставлю перед ребенком.. Данная игра направлена на автоматизацию звука Ш в словах, поэтому все картинки подобраны с этим звуком. В игре нужно одновременно обеими руками находить одинаковые объекты слева и справа. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе, проговаривая слова.
Данная игра «Назови и покажи» направлена на дифференциацию звуков, в ней использую нейрокарточки с кинезиопозами. Задача ребенка поочередно называет слова, изображенные на карточке, выполняя соответствующие движения руками. Например, если в слове звук Р, то движение выполняется правой рукой, если в слове звук Л, то левой рукой.
Третье направление:
3)Нейроигры, направленные на автоматизацию звука в чистоговорках:
Игры с мячиками всегда увлекательны, они улучшают общую и мелкую моторику, чувство ритма, развивают зрительное внимание, фонематический слух, межполушарное взаимодействие, так как пересекается срединная линия тела и работают две руки почти всегда одновременно.
Вот и игра «Весёлые мячики» не исключение. В эту игру дети играют парами, проговаривают чистоговорки или потешки, одновременно перекладывают мячики из правой руки в левую и наоборот; или передают их соседу или делают перекрёстные движения.
Особое внимание я уделяю использованию баланс-борда в логопедической работе.
Баланс-борд или балансировочная доска – это деревянная доска с полукруглым основанием, покрытым лаком. Баланс-борд полностью безопасен для ребёнка за счёт отсутствия заусенец и острых углов, в его центре размечено место, куда ребенок ставит ноги для эффективного поиска равновесия. Баланс борд позволяет наклоняться в разные стороны, помогает развивать равновесие и устойчивость, а также быстро адаптироваться под изменение ситуации.
Применять его можно уже с трех лет, особенно с детьми с синдромом двигательной активности. Эффективен он будет в начале занятия, когда ребенок ,стоя на нем, начинает расскачиваться из стороны в сторону под медленную музыку, что успокаивает его и настраивает на работу.
На что влияет баланс-борд:
- улучшает взаимодействие и синхронизацию работы обоих полушарий
- увеличивает концентрацию внимания, улучшается память, уменьшается гиперактивность;
- тренирует вестибулярный аппарат;
-тренирует мышцы всего тела;
- улучшает способность мозга обрабатывать информацию, полученную от разных органов чувств и использовать эту информацию для планирования и выполнения моторных действий.
И прежде чем приступить к нейроупражнениям на балансировочной доске , я смотрю в каком настроении пришел ребёнок. Только положительный настрой поможет достичь нужного эффекта. Стараюсь комбинировать разные упражнения, чередовать подвижные и спокойные игры.
Упражнения с балансировочной доской.
- Ребенок ловит равновесие , стоя на баланс-борде,
- затем начинает прокатывать шарик слева-направо по дорожкам, проговаривая слоги, сначала медленно , постепенно увеличивая темп.
Важно, чтобы ребенок видел, что может с ними справиться, поэтому начинаю с простых и доступных для ребенка игр.
- Как усложнение добавляем движения руками, которые ритмично перебрасывают мяч или мешочки, при произнесении предложений, стихов, скороговорок.
На протяжении многих лет работы с детьми с ТНР еще раз убедилась, что без участия родителей, как полноценного участника коррекционно-образовательного процесса не достичь желаемых результатов. Поэтому мы привлекаем родителей на мастер –классы по изготовлению пособий, которыми они пользуются дома, а так же активно участвуют в проведении «Дня открытых дверей».
Но к сожалению, не все родители могут активно участвовать в жизни группы, поэтому для них информация размещается в родительском чате группы «Звукознайка» и на официальном сайте дошкольного учреждения.
А в рамках опыта работы по проблеме «использования нейроигр в работе логопеда» с детьми использую следующие приемы бережной цифровой образовательной среды:
- слушание музыки с показом движений
- динамичесике паузы с трансляцией видео.
ВЫВОД: Над данной темой я работаю уже не первый год, и уверена, что благодаря простоте и увлекательности нейроигры являются эффективным инструментом, а регулярное их использование в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения в целом( развитие речи, интеллекта и улучшается состояние эмоционального здоровья). У детей снижается усталость, вырабатывается способность к контролю, что, в свою очередь, способствует исправлению недостатков развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).